70 Лет Калининградской области

Региональная литературная акция «Я пишу сочинение», посвящённая празднованию 71-годовщины Победы в Великой Отечественной войне, 70-летия образования Калининградской области . Для приветствия участников литературной акции был приглашён участник Великой Отечественной войны Салихов Александр Семёнович. Акция проводилась среди учащихся 7-11 классов по двум возрастным категориям: - 7-9 классы; - 10-11 классы;

Были предложены три тематические направления. Предпочтение было отдано направлению «Великая Отечественная война». Комиссия, созданная в школе, определила лучшие работы и рекомендовала их для поощрения дипломами МАОУ СОШ №30 и направила на второй муниципальный этап три лучших сочинения:

1.

Блазаренас В.

8 «А»

«Бессмертный полк»: память сквозь столетия- Великая Отечественная война в истории моей семьи»

Добосевич Г.А

2.

Петрова П.

8»А»

И значит нам нужна одна Победа, одна на всех- мы за ценой не постоим…»

Добосевич Г.А.

3. Хлыновская Л. 10 «А» « Бессмертный полк»: память сквозь столетия- Великая Отечественная война в истории моей семьи» Ермакова С.В.

 

     

Рубрика «История образования Калининградской области и сферы образования».

Калининградская область входит в Северо-Западный федеральный округ. Это самая западная территория, полностью отделенная от остальной части страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами. Калининградская область образована в результате победы Советского Союза над нацистской Германией.

По решению Берлинской (Потсдамской) конференции 17 июля – 2 августа 1945 года 1/3 территории бывшей Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом общей площадью с заливом 15,1 кв. км. вошла в состав СССР. Принцип нерушимости послевоенных европейских границ был подтвержден более поздними соглашениями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1946 года здесь была образована Кёнигсбергская область, которая вошла в состав РСФСР. В области было образовано 14 районов. 4 июля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Кёнигсбергская область была переименована в Калининградскую, город Кёнигсберг – в Калининград.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 сентября 1946 г. «Об административно-территориальном устройстве Калининградской области» было закреплено образование в её составе 14 районов и проведено их переименование. Первыми советскими гражданами на этой территории стали военнослужащие, небольшие группы работников, «командированных» для вос­становления промышленных предприятий, бывшие узники концлагерей. Функции по организации жизни на новой советской территории осуществляли чрезвычайные органы управления: военные и временные гражданские администрации. Заселение Калининградской области относится к числу самых масштабных миграционных процессов послевоенной истории СССР.

С августа 1946 года организовано массовое прибытие в область переселенцев из 27 областей России, 8 областей Белоруссии, 4 автономных республик. Это определило многонациональную структуру населения края и образование культуры своеобразного типа, которой характерны взаимодействие и взаимопроникновение традиций и обычаев многочисленных наций и народностей. В конце 40-х годов была осуществлена принудительная депортация из Калининградской области местного немецкого населения. Общее количество населения в области на 1 июня 1946 г. составляло 170 тыс. человек, в том числе городского – 108,9 тыс. человек и сельского 61,1 тыс. человек (основную массу населения в этот период составляли немецкие граждане). Причём распределение населения по возрастным группам характеризуется низким удельным весом населения в возрасте от 18 до 40 лет, составляющим лишь 35% от всего населения области. К моменту образования области насчитывалось всего 54 тыс. человек советского населения, но уже ко времени первых выборов в местные Советы депутатов трудящихся (21 декабря 1947 г.) население области возросло до 320 тыс. человек. Только за один месяц май 1946 года в область прибыло из других областей СССР 4000 человек.

Население Калининградской области по данным 2016 года — 976 439 чел. Война нанесла непоправимый урон экономике края. Из 364 промышленных предприятий полностью было разрушено 186, а оставшиеся предприятия сильно повреждены. Большинство административных и жилых зданий лежали в руинах. Бездействовали электростанции, транспорт, связь, водопровод, канализация. Значительная часть сельскохозяйственных угодий оказалась затопленной. Серьезной проблемой остались неразорвавшиеся боеприпасы. В июле 1946 года Совет Министров Союза ССР принял два важнейших документа, которые определили направление деятельности органов власти новой области: "О мероприятиях по хозяйственному устройству Кёнигсбергской области" (21 июля 1946 г.) и "О первоочередных мероприятиях по заселению районов и развитию сельского хозяйства Калининградской области" (9 июля 1946 г.). В этих документах содержалась программа экономического возрождения города и области, указывались источники финансирования и снабжения. Так началась новая история этого древнего края. На рубеже 1947 - 1948 годов окончательно завершилось создание органов управления новой советской областью на конституционной основе.

В мае 1947 года образован Калининградский городской исполнительный комитет, а в декабре проведены первые выборы в местные Советы. Реализация государственного плана позволила в довольно короткие сроки наладить работу промышленности, основными звеньями которой стали предприятия рыбодобывающего и перерабатывающего комплекса, строительство и ремонт кораблей, целлюлозно-бумажная отрасль, вагоностроительный завод. В 1948 году введен в эксплуатацию Калининградский янтарный комбинат - крупнейшее в мире предприятие по добыче и переработке янтаря. Развивалось портовое хозяйство области. В 1948 году в Северную Атлантику к берегам Ислан­дии отправилась первая промысловая сельдяная экспедиция. Были восстановлены мосты, основные железнодорожные магистрали. В 1949 году открылся для пассажиров отреставрированный Южный вокзал в Калининграде. 7 ноября 1946 года на улицы города вышел первый трамвай. В советский период создается новая отраслевая структура экономики области. Сформировались основные отрасли народного хозяйства: мощный рыбопромышленный комплекс, ориентированный на лов рыбы в открытом океане; целлюлозно-бумажная, легкая, лесоперерабатывающая, пищевая и добывающая промышленность, машиностроение. В 1975 году началась добыча нефти. В структуре сельского хозяйства преобладало животноводство. Своих первых зрителей приняли кинотеатры.

В сентябре 1947 года премьерой спектакля по пьесе К. Симонова «Парень из нашего города» открыл свой первый сезон Областной драматический театр. С 1946 года формирует свои коллекции Областной краеведческий музей (ныне Областной историко-художественный музей).

В последующие годы он послужил основой для создания музейной сети города и области. Для культурного обслуживания населения была создана большая сеть различных культурных учреждений. В области работали 17 домов культуры, 153 сельских клубов и изб-читален, 55 библиотек, драматический театр, концертно-эстрадное бюро, Дом народного творчества, 3 музыкальных школы, 46 стационарных киноустановок и кинотеатров в городах и сельской местности. Было построено 57 детских садов на 1,5 тыс. мест. Сразу после окончания войны начали принимать отдыхающих на морском побережье первые советские санатории. К середине 60-х годов здесь действовали уже 11 крупных здравниц, которые перешли на круглогодичную работу. Органы здравоохранения на 1 января 1948 года имели 20 больниц и 4200 коек, 12 поликлиник, 34 здравпункта и 6 санитарно-эпидемиологических станций. Создание системы народного образования на территории Кенигсбергской, а затем Калининградской области, будучи составной частью социально-культурного строительства на ее территории, происходило в 1945—1950 гг. На первом этапе – в 1945/1946 учебном году – были открыты первые школы для детей военнослужащих Кенигсбергского гарнизона и приехавших для проведения неотложных восстановительных работ специалистов, первые детские дома, а также школы для немецких детей. На втором этапе – с 1946 г., с образованием новой области и началом ее массового заселения – были сформированы органы управления народным образованием, создана широкая сеть школ и учебно-воспитательных учреждений, открылись педагогические учебные заведения. К 1950 г. эта работа была в основном завершена. История создания первых общеобразовательных учреждений на территории области такова. В июне 1945 г. в Кенигсберг прибыл первый поезд с переселенцами, который привез рабочих на целлюлозно-бумажный комбинат. А в сентябре офицеры расположен­ных здесь воинских частей получили разрешение привезти сюда свои семьи. К моменту образования 7 апреля 1946 г. Кенигсбергской области на ее территории уже проживало около 50 тыс. советских граждан. Первоначально делами народного образования ведало Управление по гражданским делам при Особом Военном округе. 4 декабря 1945 г. по инициативе начальника управления генерал-майора Гузий был создан отдел народного образования, в котором поначалу работало всего 3 человека. Фактически организационное оформление руководящих органов народного образования происходило с весны 1946 г., параллельно с подготовкой к открытию школ. При областном управлении по гражданским делам был создан областной отдел народного образования, одновременно формировалась система районных отделов, а в Тильзите, Инстербурге и Кенигсберге – городских отделов народного образования. Первым заведующим облоно стал Г. И. Дурягин, а в марте 1946 г. его сменил П. А. Долгачев. Первые школы и детские дома на территории будущей области появились в сентяб­ре—де­кабре 1945 г. Было решено, что в первую очередь их следует открыть в наиболее крупных городах и поселках, при воинских частях и промышленных предприятиях. 7 июля 1945 г. командующий 11-й гвардейской армией генерал-полковник К. Н. Га­лицкий подписал приказ “Об открытии школы для детей военнослужащих Кенигсбергского гарнизона”. Для школы решили отремонтировать большое красное кирпичное здание бывшей польской школы по ул. Лендорфштрассе (сейчас это гимназия №1 по ул. Кропоткина). Командование выделило необходимые материалы и рабочую силу, солдаты завезли мебель. 15 сентября 1945 года состоялось открытие первой в области школы. Оно проходило в торжественной обстановке. Под звуки государственного гимна над зданием школы был поднят красный флаг. В тот же день за парты сели 126 детей. Среди учеников было 36 воспитанников дивизий – участников боев за Кенигсберг. А весной 1946 г. 18 учащихся этой школы уже получали аттестаты. В том же 1945/1946 учебном году в Кенигсберге была открыта средняя школа при ЦБК-1, а также средние и семилетние школы в городах и поселках – Тильзите (Советск), Пиллау (Балтийск), Инстербурге (Черняховск), Хайлигенбайле (Мамоново), Рагните (Неман), Тапиау (Гвардейск), Гумбиннене (Гусев), Лабиау (Полесск). К концу учебного года действовало 20 школ (5 средних, 4 семилетних, 11 начальных). В них обучалось 3468 детей. Большая часть школ располагалась в городах (16 из 20). В некоторых районах школы открыть не удалось, и в итоге около 2 тыс. детей не училось вообще. Область испытывала большую нехватку в учителях. 40 учителей прислало в область Министерство просвещения РСФСР, и это немного сняло остроту кадровой проблемы. Помимо детей-сирот на территории послевоенной области по официальным данным находилось около 17 тыс. немецких детей школьного возраста. Летом 1946 г. в соответ­ствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1946 г. начинается подготовка к открытию нерусских школ, проводится разъяснительная работа среди немецкого населения. Наиболее сложной оставалась и кадровая проблема. Советских учителей, владеющих немецким языком, не хватало, поэтому было решено подобрать учителей из немецкого населения. Для этого организовали двухмесячные курсы, через которые прошли 150 учителей-немцев. При облоно был создан специальный сектор нерусских школ. В октябре—ноябре 1946 г. начали работу 44 нерусские школы (8 семилетних и 36 начальных), в которых сели за парты 6500 детей. Преподавание всех предметов велось на родном языке по программам советских национальных школ. Директорами назначались советские педагоги, владевшие немецким языком. По данным облоно школы были обеспечены оборудованием и учебниками на немецком языке в количестве 10820 экземпляров. К концу 1946 г. в них работало 146 учителей-немцев, которые снабжались продоволь­ственными карточками и обеспечивались жильем наряду с учителями советских школ. Весной в нерусских школах проводились экзамены и испытания, во время которых большинство учащихся, по заключению облоно, показало неплохие знания. Несмотря на большие сложности в работе немецких школ, учебные программы были в основном выполнены. В 1947 г. в связи с отправкой немецкого населения в Германию школы прекратили свое существование.

Весной и летом 1946 г. идет напряженная подготовка к новому учебному году. 1 сентября окрыли свои двери 118 школ, а затем в течение учебного года – еще 172. Работа такого масштаба могла быть успешной, только превратившись из государственного во всенародное дело. Именно так и было в те годы. Помимо централизованного выделения средств на создание школьной сети использовались силы и возможности предприятий и организаций. Формы участия предприятий в делах народного образования были различными: шефство над школами, отчисления средств, организация специальных воскресников по восстановлению и ремонту школьных зданий и квартир для учителей и т. п. В Балтийске, например, восстановлением школьного здания лично руководил адмирал Левченко. В Советске школу восстановил на свои средства ЦБК. В Гурьевском районе способом народной стройки было восстановлено 15 школьных зданий, в Гвардейском – 10. Так общими усилиями обеспечивалось оперативное развертывание школьной сети: к концу 1946/47 учебного года в 290 школах области обучалось около 23 тыс. детей. На очереди стояли задачи развития, совершенствования, укрепления народного образования на базе того, что было заложено в первый год существования области. Вместе с ростом населения росло и количество школ. К 1950 г. их было уже 564 (36 средних, 172 семилетних, 356 начальных).

Область в основном справилась с введением не только начального, но и семилетнего всеобуча. В дополнение к общеобразовательным было открыто 47 школ рабочей молодежи, областная заочная средняя школа, санаторно-лесная школа, 2 спецшколы для детей с нарушениями слуха, речи и психическими расстройствами. Кроме того, в области действовало 17 детских домов, где воспитывалось около 1,5 тыс. детей. Контингент воспитанников формировался из детей, осиротевших в войну, их привозили из Кировской, Великолукской, Орловской областей, из Белоруссии и других районов страны. Кроме того, здесь были и дети, увезенные в годы войны в Германию и теперь прибывшие из американской и английской зон оккупации. Большинство их не говорило по-русски, к воспитателям относилось с недоверием. Поэтому детским домам тогда уделяли много внимания. Составной частью становления системы народного образования было обеспечение ее педагогическими кадрами. Школы испытывали настоящий кадровый голод, который, помимо своеобразия области, усугублялся еще и общей нехваткой педагогов в стране в те годы. В 1947—48 гг. были открыты 3 педучилища и пединститут. К 1950 г. в области работало около 3 тыс. учителей. Из них только 400 человек имели высшее образование, зато 160 человек работали учителями, имея лишь среднее и семилетнее образование. При этом 80 процентов учителей области имели стаж работы до 5 лет. В этих условиях особую важность приобретало создание системы повышения квалификации педагогических кадров и педагогических учебных заведений. В 1947 г. был открыт Институт усовершенствования учителей, ставший центром проводимой в области методической работы. 1 сентября 1947 г. открываются Калининградское и Черняховское, а в 1948 г. Советское педучилища. При этом в Калининградском педучилище было организовано единственное тогда в области заочное отделение. В 1948 г. начал свою работу Калининградский пединститут, которому передали одно из школьных зданий (сейчас корпус № 2 университета). В августе 1948 г. в пединституте прошли вступительные экзамены на трех факультетах: литературном, историческом, физико-математическом, и были приняты первые 148 студентов. Через год к дневному отделению прибавилось заочное, на которое поступили 355 человек. Уже тогда, в трудные послевоенные годы, в условиях организационного оформления системы народного образования в школах области начинают складываться устойчивые и опытные коллективы учителей, создается крепкое квалифицированное ядро, способное обеспечить все возрастающие требования к учебно-воспитательному процессу. Труд многих из них был отмечен правительственными наградами. Среди них Мария Андреевна Строганова – учитель истории Калининградской школы № 1, Захар Ефимович Чугуевский – учитель русского языка и литературы Знаменской семилетней школы, Пелагея Ильинична Юдина – учитель начальных классов семилетней школы № 4 г. Черняховск, Мария Николаевна Сапельникова – учитель химии и биологии Черняховской средней школы № 1, Галина Дмитриевна Ольмезова – учитель физики Зеленоградской средней школы, Анна Николаевна Калокина – учитель начальных классов Правдинской средней школы. 19 марта 1949 г. 186 учителей и работников народного образования области получили правительственные награды. Таким образом, к 1950 г. область имела уже вполне сложившуюся систему народного образования. Период ее становления завершился. На первом областном съезде учителей, который прошел в 1949 г., были подведены итоги проделанной работы и определены первоочередные задачи на будущее. В области был создан крупный образовательный комплекс.

В 1958 году из Москвы был переведен Рыбвтуз, преобразованный в Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства (сейчас Калининградский государственный технический университет). В 1967 году педагогический институт был реорганизован в Калининградский государственный университет (ныне БФУ им. Канта). В 1966 году открыто Высшее мореходное училище (ныне Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота). В настоящее время систему высшего образования региона представляют 6 государственных вузов, 12 негосударственных и 5 региональных вузов. Город изменил свой облик, превратившись из немецкого Кенигсберга в российский Калининград. Вместе с тем сохранены многие исторические и архитектурные памятники. Как олицетворение общемировой культуры в Калининграде установлены памятники трем великим людям, имена которых известны каждому образованному человеку: немецкому поэту-романтику Ф. Шиллеру (1910 г., скульптор С. Кауэр), великому философу И. Канту (копия памятника Х. Рауха, 1864 г.) и гению русской литературы А.С. Пушкину (1993 г., автор М.К. Аникушин). В реставрированной кирхе Святого Семейства (1904 г., арх. Ф. Хайтман) с 1980 года находится концертный зал областной филармонии с установленным в 1982 году органом. В реконструированной кирхе Королевы Луизы (1901 г., арх. Ф. Хайтман) поселился театр кукол. В восстановленном здании Торговой биржи (1870-75 гг., арх. Г. Мюллер) расположился Дворец культуры моряков. В помещениях башни «Дона»; Королевских, Фридландских городских воротах (XIX в., арх. Э.Л. Астер) открыты музейные экспозиции. В 1985 году руины кирхи Юдиттен (XIII в.) были отданы православной общине. В 1988 году, в дни празднования 1000-летия крещения Руси, здесь прошла первая служба. Реконструированная кирха стала первым православным собором, получившим название Свято-Никольского. Многие из действующих право­славных церквей сегодня размещаются в переосвященных католических и лютеранских кирхах. В 1996 году был заложен православный храм Христа Спа­сителя на площади Победы в Калининграде. В сентябре 2006 года Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил Великое освящение храма. В восстановленном Кафедральном соборе на острове Канта, наиболее известном памятнике северогерманской готики, проходят концерты фестиваля «Балтийские сезоны», вновь создан органный комплекс. В Калининграде немало уголков природы, зелёных и экологически чистых. Одним из них является Ботанический сад, который был основан в 1905 году как питомник городского садоводства. Другим любимым местом отдыха жителей города является зоопарк, который был создан еще в 1896 году, его день рождения - 27 июня 1947 года. Здесь обитают представители фауны всех континентов земного шара. Современное геополитическое положение Калининградской области накладывает отпечаток на экономику, на все стороны жизни населения.

Определяющие отрасли народного хозяйства, важные природно-сырьевые ресурсы области, незамерзающие порты, учебные и культурные учреждения, близость к европейским рынкам определяют судьбу нашего региона. Здесь Россия встречается с соседними странами, здесь укрепляется российская культура на Балтике. 5 июля 1990 года горсовет Калининграда принимает решение об «открытии» города для иностранцев. Предложе­ние об «открытии» области для иностранных граждан реализовано в 1991 году. Предприни­маются меры, компенсирующие дополнительные затраты из-за более дорогого транзита. Главные из таких мер - закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» и Федеральная целевая программа развития Ка­лининградской области. С их уче­том разработана и реализуется реальная стратегия социаль­но-экономического развития региона.

Учащимся и Родителям / 70 Лет Калининградской области